Профориентация

Профориентационная работа в коррекционной школе

04.08.2021

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В  КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

 

«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д.Ушинский

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ.

Как показывают результаты мониторинга и анкетирования, большинство учащихся выпускных классов коррекционной школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, учащиеся испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся, способствовать осознанному выбору профессиональной деятельности, и реализовываться через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида должна осуществляется с учетом плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

·         Основными направлениями профориентационной работы в коррекционной  школе являются: профессиональное просвещение учащихся,

·         организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей.

Таким образом, профориентация в коррекционной школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда. 

 Профориентационная работа в коррекционной школе осуществляется в 2 этапа: 


1-й -  этап
первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения во 2-7-х классах. Здесь мы знакомим детей с различными видами профессий, их особенностями. Данный этап способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению к людям труда.

2-й - этап активно-поисковой профориентации в основном проходит в 8-9-х классах. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся с психологическими основами профессионального выбора. В 8 – 9 х классах проводится первичная профдиагностика учащихся, с целью развития механизмов самопознания, коррекции самооценки.

Более подробно хотелось бы остановиться на профориентационной работе в старших классах.

Система профориентационной работы в  коррекционной школе VIII вида

1.      Профессиональное просвещение - расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации;

2.      Профессиональная консультация - пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями учебных заведений города Брянска, экскурсий в учебные заведения города Брянска. Для организации преемственности школы и учреждений среднего профессионального образования  на уро­ках школьников ориентируют на продолже­ние профессионального обучения в конкрет­ном училище (колледже), знакомят учащихся с жизнью училища (колледжа) (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище (колледже), учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения в профес­сиональных училищах (колледжах).

3.      Профессиональная диагностика - изучение учащимися своих особенностей и возможностей через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий адаптированных для школьников со сниженным интеллектом;

4.      Профессиональный подбор – оказание помощи  в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации  самопознания и самораз­вития учащихся через экскурсий в учебные заведения города Брянска.

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Отличительной особенностью системы профориентационной работы в коррекционной  школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – учитель трудового обучения по одному из профилей, классный руководитель, педагог - психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

 

Приоритетные направления работы специалистов  коррекционной школы VIII видаХочу такой сайт

Классный руководитель и учитель трудового обучения:

1.      организация профориентационных классных часов, бесед и т.д.;

2.      педагогические наблюдения склонностей учащихся;

3.      организация экскурсий, встреч с представителями профессиональных училищ (колледжей);

4.      оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

5.      организация родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

Учителя-предметники:

1.      обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся общетрудовых навыков;

2.      формирование у школьников адекватной самооценки;

3.      наблюдение склонностей и способностей учащихся.

Социальный педагог:

1.      формирование у школьников группы риска адекватной самооценки;

2.      оказание помощи детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

3.      организация консультаций учащихся по социальным вопросам;

4.      оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

1.      изучение профессионального интереса и склонностей учащихся;

2.      организация мониторинга готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

3.      проведение занятий по профориентации учащихся;

4.      организация бесед, психологического просвещения, психологических консультаций для родителей с учётом возрастных особенностей учащихся;

5.      формирование у школьников адекватной самооценки;

6.      оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

         
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».