Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2021 г. Утверждаю: Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска О.Л. Бурцева Приказ № 44 от «31» августа 2021 г. Порядок и основания перевода и отчисления обучающихся МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска 1. Общие положения 1.1. Порядок и основания перевода, отчисления обучающихся (далее – Порядок) определяет требования к процедуре и основаниям осуществления перевода, отчисления обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам общего образования в МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска (далее – учреждение). 1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 23.03.2021 № 115; Порядком и условиями осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденными приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177; Уставом учреждения. 1.3. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения: 1.3.1. Обучающиеся – лица, осваивающие общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования. 1.3.2. Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы. 1.3.3. Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания учреждения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1.3.4. Свободные места в классе – места в классе, свободные для зачисления на обучение по общеобразовательной программе соответствующего уровня в пределах расчетной наполняемости класса (группы), которая определяется в соответствии с установленными требованиями законодательства Российской Федерации и санитарно-гигиеническими нормами и правилами. 2. Перевод учащихся в другую образовательную организацию 2.1. Перевод учащегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе по адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: по инициативе совершеннолетнего учащегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося; в случае прекращения деятельности учреждения; аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности; лишения учреждения государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе; в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования. 2.2. Совершеннолетние учащиеся, родители (законны представители) несовершеннолетнего учащегося в случае инициации отчисления в порядке перевода в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, подают в учреждение заявление об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию, в котором указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) учащегося; дата рождения учащегося; класс и профиль обучения (при наличии); наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации. 2.3. Заявление об отчислении в порядке перевода регистрируется в соответствии с установленными в учреждении правилами документооборота. 2.4. На основании полученного заявления руководитель учреждения издает приказ об отчислении учащегося в порядке перевода в принимающую организацию в трехдневный срок с даты получения заявления на отчисление в порядке перевода. 2.5. Учреждение выдает совершеннолетнему учащемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего учащегося: личное дело обучающегося; документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью учреждения и подписью руководителя учреждения (уполномоченного им лица). 2.6. Письменное уведомление от принимающей организации о номере и дате распорядительного акта о зачислении учащегося, отчисленного в порядке перевода в принимающую организацию, регистрируется и хранится в учреждении вместе с личными делами учащихся в соответствии с установленными в учреждении правилами делопроизводства. 2.7. В иных случаях перевод в другую образовательную организацию осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 3. Перевод учащихся в следующий класс 3.1. В следующий класс переводятся учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года. 3.2. Перевод учащихся в следующий класс, в том числе условно, осуществляется на основании приказа руководителя учреждения по решению педагогического совета учреждения. 3.3. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. В приказе указываются основание для условного перевода и срок ликвидации академической задолженности. 3.4. Подтверждение перевода в следующий класс учащихся, переведенных условно, осуществляется на основании приказа руководителя учреждения по решению педагогического совета учреждения после ликвидации обучающимся академической задолженности. 3.5. Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами учреждения. 3.6. Обучающиеся, не освоившие программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующем уровне образования в соответствии с законодательством в сфере образования. 4. Перевод учащихся в параллельный класс 4.1. Перевод учащегося в параллельный класс возможен при наличии свободных мест в классе, в который заявлен перевод по окончании учебного периода (четверти, полугодия) после выставления отметки за четверть (полугодие). 4.2. Перевод учащегося в параллельный класс возможен: по инициативе совершеннолетнего учащегося, родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося или несовершеннолетнего учащегося; по инициативе учреждения. 4.3. Учащиеся могут быть переведены из класса в класс одной параллели по заявлению учащегося, родителей (законных представителей) учащегося при наличии следующих условий: наличия свободных мест в классе, в который планируется перевод; 4.4. Перевод в параллельный класс по инициативе учащегося, родителей (законных представителей) учащегося осуществляется на основании заявления, в котором указывается: фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося; дата рождения; класс обучения; класс обучения, в который планируется перевод. 4.5. Заявление учащегося, родителей (законных представителей) учащегося о переводе в параллельный класс регистрируется в соответствии с установленными в учреждении правилами документооборота и рассматривается руководителем учреждения в течение 3 дней. 4.6. Учащимся, родителям (законным представителям) учащихся может быть отказано в переводе при отсутствии свободных мест в классе, в который заявлен перевод, Заявителю направляется письменный мотивированный отказ в удовлетворении заявления в течение 3 дней с даты рассмотрения заявления. 5. Перевод учащихся с одной формы обучения на другую 5.1. Перевод учащихся с одной формы обучения на другую осуществляется по инициативе совершеннолетнего учащегося, родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося или несовершеннолетнего учащегося, имеющего основное общее образование, при наличии письменного согласия родителя (законного представителя). 5.2. Перевод с одной формы обучения на другую осуществляется на основании заявления учащегося, родителей (законных представителей) учащегося, в котором указывается: фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося; дата рождения; класс обучения; текущая форма обучения; желаемая форма обучения. 5.3. Заявление учащегося, родителей (законных представителей) учащегося об изменении формы обучения регистрируется в соответствии с установленными в учреждении правилами документооборота и рассматривается руководителем учреждения в течение 3 дней. 5.4. Руководитель учреждения издает приказ о переводе на другую форму обучения в течение 3 дней. 5.5. Организации образовательной деятельности в соответствующей форме обучения осуществляется в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом учреждения. 6. Организация повторного обучения 6.1. Вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально. 6.2. Адаптированные общеобразовательные программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении не предполагают повторного обучения. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ). 7. Перевод учащихся на обучение по адаптированной образовательной программе 7.1. Перевод на обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется исключительно с согласия родителей (законных представителей) учащегося на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). В заявлении родителей (законных представителей) указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) учащегося; год рождения учащегося; класс обучения; вид, уровень адаптированной образовательной программы, на которую заявлен перевод; форма обучения, особенности организации обучения (при наличии рекомендаций). 7.2. Заявление о переводе на обучение по адаптированной образовательной программе вместе с рекомендациями ПМПК регистрируется в соответствии с установленными в учреждении правилами документооборота и рассматривается руководителем учреждения в течение 3 дней. 7.3. В течение 3 дней с даты регистрации заявления руководитель учреждения удовлетворяет просьбу заявителя и издает соответствующий приказ. В приказе указываются реквизиты рекомендаций ПМПК, класс, реализующий выбранную адаптированную образовательную программу соответствующего вида, уровня и дата, с которой обучающийся приступает к обучению в данном классе. 8. Порядок и основания отчисления обучающихся 8.1. В соответствии с законодательством об образовании образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из учреждения: 8.1.1. в связи с получением образования (завершением обучения); 8.1.2. досрочно по следующим основаниям: по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность; по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и учреждением, в том числе в случае ликвидации учреждения. 8.2. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт учреждения об отчислении обучающегося из учреждения. 8.3. Порядок оформления прекращения образовательных отношений между учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. 8.3.1 Прекращение отношений между учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся во всех случаях, предусмотренным пунктом 8.1. Порядка, оформляется распорядительным актом учреждения. 8.3.2 Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами учреждения, прекращаются с даты его отчисления из учреждения. 8.4. Порядок отчисления обучающихся в связи с завершением обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам общего образования. 8.4.1 Обучающиеся, завершившие обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам общего образования, подлежат отчислению. 8.4.2 Директор учреждения или уполномоченное им лицо на основании решения педагогического совета издает распорядительный акт об отчислении обучающегося и выдаче ему свидетельства об обучении установленного образца или справки об обучении установленного учреждением образца. 8.4.3 Распорядительный акт издается в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия решения педагогическим советом учреждения. 8.5. Порядок досрочного прекращения образовательных отношений по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося в связи с изменением формы получения образования. 8.5.1. Отчисление обучающегося в связи с изменением формы получения образования (семейное образование или самообразование) с правом последующего прохождения промежуточной и итоговой аттестации осуществляется на основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. 8.5.2. В заявлении указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося; дата рождения обучающегося; класс обучения; дата отчисления в связи с изменением формы получения образования. 8.5.3. Заявление об изменении формы получения образования подается обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося ответственному должностному лицу. 8.5.4. Ответственное должностное лицо принимает заявление об изменении формы получения образования, если оно соответствует требованиям, установленным в пункте 8.5.2 настоящего Порядка. Принятое заявление регистрируется в соответствии с установленными в учреждении правилами делопроизводства и передается на рассмотрение директору учреждения или уполномоченному им лицу в течение одного рабочего дня. 8.5.5. Директор учреждения или уполномоченное им лицо рассматривает заявление и издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в связи с изменением формы получения образования в течение 3 рабочих дней с момента его поступления на рассмотрение. В распорядительном акте указывается дата отчисления обучающегося из учреждения. 8.7. Порядок отчисления обучающихся досрочно по инициативе учреждения. 8.7.1. Не допускается отчисление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по инициативе учреждения в качестве дисциплинарного наказания. 8.8.Порядок отчисления обучающихся досрочно по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и учреждения. 8.8.1. Отчисление обучающихся досрочно по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и учреждения, осуществляется в следующих случаях: аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданное учреждению; смерть обучающегося; осуждение обучающегося к наказанию, исключающему продолжение обучения, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению образовательных отношений; ликвидация учреждения. 8.8.2. Директор издает распорядительный акт об отчислении обучающихся из учреждения по вышеназванным случаям