Рассмотрено на педагогическом совете Утверждаю: Протокол № 1 Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска от «30» августа 2021 г. О.Л. Бурцева Приказ № 44 от «31» августа 2021 г. Положение о формах обучения МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах обучения (далее – Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 23.03.2021 № 115; Порядком дополнительным организации и осуществления общеобразовательным образовательной программам, деятельности утвержденным по приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196; Уставом МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска (далее – учреждение). 1.2. Настоящее положение устанавливает формы обучения, в которых реализуются образовательные программы учреждения, порядок реализации права совершеннолетних обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на выбор формы обучения, а также регламентирует организацию образовательной деятельности учреждения в зависимости от формы обучения. 1.3. В Положении используются следующие понятия и определения: 1.3.1. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 2 1.3.2. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. 1.3.3. Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.3.4. Самостоятельная работа – форма индивидуальной или коллективной учебной деятельности, осуществляемая обучающимися без непосредственного руководства педагогического работника по его заданию. 2. Формы обучения 2.1. Обучение по адаптированным основным образовательным программам может осуществляться в учреждении в очной, очно-заочной и заочной формах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня образования (далее – ФГОС). 2.2. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются учреждением самостоятельно и указываются в конкретной образовательной программе. 2.3. По каждой форме обучения устанавливается объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (количество учебных часов), в том числе с учетом индивидуальных потребностей и возможностей личности обучающегося, состояния его здоровья. 2.4. Количество учебных часов по адаптированным основным образовательным программам устанавливается учебными планами соответствующей формы обучения или ИУП при организации индивидуального обучения по соответствующей форме обучения с учетом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения. 2.5. Количество учебных часов определяется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС у/о) с учетом максимального объема аудиторной нагрузки. 2.6. Количество учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам устанавливается в соответствующих образовательных программах с учетом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения. 3 2.7. При реализации образовательных программ во всех формах обучения могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. 2.8. Допускается сочетание различных форм обучения и форм получения образования. 2.9. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы, независимо от формы обучения обладают всеми академическими правами, установленными законодательством Российской Федерации. 2.10. Обучающийся любой формы обучения, имеет право на обучение по ИУП, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальным нормативным актом учреждения. 3. Порядок выбора формы обучения по образовательным программам 3.1. Выбор формы обучения до завершения получения обучающимся основного общего образования осуществляют его родители (законные представители) при приеме в учреждение, в том числе в порядке перевода, а также в период обучения в учреждении. При выборе формы обучения родители (законные представители) обучающегося должны учесть мнение ребенка и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии), особенности организации обучения, установленные настоящим Положением. 3.2. Выбор формы обучения осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) обучающихся в установленных законом и настоящим Положением случаях. 3.3. Выбор формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется из форм обучения, предусмотренных конкретной образовательной программой. 3.4. Прием на обучение по выбранной форме, а также изменение формы обучения в период обучения в учреждении, осуществляется приказом директора на основании заявления родителей (законных представителей) или обучающегося. 3.5. В случае заключения договора об образовании при приеме на обучение, в договоре указывается выбранная форма обучения. Если форма обучения меняется после заключения договора об образовании, приказ издается на основании заявления и соответствующих изменений, внесенных в такой договор. 4. Организация образовательной деятельности 4.1. Адаптированные основные образовательные программы реализуются учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения. План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС у/о наряду с учебным планом является частью адаптированной основной образовательной программы учреждения и обязателен к исполнению. 4 4.2. Сроки получения образования вне зависимости от формы обучения, в том числе сроки получения общего образования соответствующего уровня лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, устанавливает ФГОС. 4.3. Начало учебного года может переноситься для обучающихся по адаптированным основным образовательным программам в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца. 4.4. Содержание образования не зависит от формы обучения (очной, очно-заочной и заочной). Утвержденные основные общеобразовательные и дополнительные общеобразовательные программы реализуются учреждением в полном объеме. 4.5. Освоение образовательной программы независимо от формы обучения предполагает обязательное посещение учебных занятий по предметам учебного плана согласно календарному учебному графику образовательной программы соответствующего вида и уровня, утвержденному расписанию занятий. Посещаемость учебных занятий отмечается в журнале успеваемости в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом учреждения. 4.6. Общий объем учебной нагрузки в течение дня для обучающихся всех форм обучения устанавливается с учетом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения. 4.7. Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся всех форм обучения устанавливаются локальным нормативным актом учреждения. 4.8. Освоение адаптированных основных образовательных программ общего образования завершается итоговой аттестацией. 4.9. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или ИУП учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. 5. Порядок организации образовательной деятельности в очно-заочной и заочной формах обучения 5.1. Обучение в очно-заочной или заочной форме обучения может быть организовано в классе (группе) или в индивидуальном порядке. 5.2. Класс (группа) обучающихся очно-заочной (заочной) формы обучения формируется с учетом санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения. Класс (группа) обучающихся очно-заочной (заочной) формы обучения может быть 5 укомплектован из обучающихся различных классов одной параллели, выразивших желание изменить форму обучения. 5.3. Для организации обучения разрабатывается учебный план очно-заочной (заочной) формы обучения для обучения в классе (группе), ИУП – для организации индивидуального обучения, календарный учебный график, расписание занятий, график промежуточной аттестации, план и задания для самостоятельной работы. 5.4. Обучение в очно-заочной форме организуется в течение учебного года с учетом каникулярного периода путем равномерного распределения учебных часов, указанных в учебном плане очно-заочной формы обучения (ИУП). 5.5. Обучение в заочной форме может быть организовано в течение всего учебного года по аналогии с обучением в очно-заочной форме или в виде сессий. При организации сессий количество учебных часов, предусмотренных на учебный год, не изменяется. Количество сессий, их продолжительность, сроки проведения определяются соответствующим учебным планом заочной формы обучения (ИУП) и календарным учебным графиком. 5.6. Обучающимся очно-заочной (заочной) формы обучения, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах ФГОС, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. 5.7. Содержание самостоятельной работы обучающихся очно-заочной (заочной) формы обучения определяется в соответствии с рабочей программой по учебному предмету. Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается предоставленными учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания. 5.8. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в очно-заочной (заочной) форме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.9. В случае организации электронного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, обучающимся создаются условия доступа к информационно-образовательной среде учреждения, ее электронным образовательным ресурсам. 5.10. Внеурочная деятельность в рамках осваиваемой основной общеобразовательной программы соответствующего уровня для обучающихся очно-заочной (заочной) формы обучения может быть реализована путем организации виртуальных экскурсий, дистанционных конкурсов и олимпиад, веб-семинаров, иных форм и видов деятельности, определенных рабочими программами курсов внеурочной деятельности. 6 5.11. Контроль освоения обучающимися образовательной программы в очно-заочной (заочной) форме обучения возлагается на классного руководителя или иное уполномоченное директором лицо.