УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII ВИДА № 31» г. БРЯНСКА Обсуждено: на педагогическом совете протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Утверждаю: Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида№ 31» г. Брянска О. Л. Бурцева Приказ № 40 от 31.08.2023 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 – 4 классы МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска на 2023 – 2024 учебный год. г. Брянск, 2023 г. Пояснительная записка Учебный план МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска, реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 1 - 4 классов (вариант 1) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Учебный план для 1 – 4 классов (вариант 1) разработан на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599); Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026). Учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап – 1 – 4 классы; 2 этап – 5 – 9 классы; 3 этап – 10 – 12 классы Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 1 этапе обучения. Продолжительность учебного года при обучении на 1 этапе - для 1-х классов составляет 33 учебные недели, для 2–4-х классов – 34 учебные недели. Соответственно, весь период обучения на 1 этапе составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре - декабре - по 3 урока в день по 30 минут каждый, январе - мае - по 4 урока в день по 35 минут каждый, предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Для обучающихся 1 класса устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы на 1 этапе обучения с учетом обязательных для изучения учебных предметов. В обязательную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции, познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Язык и речевая практика». 2. «Математика». 3. «Естествознание». 4. «Искусство». 5. «Физическая культура». 6. «Технология». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей обучающихся, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Часы, на часть формируемую участниками образовательных отношений, предусмотрены со 2 по 4 класс и в 2023 – 2024 учебном году распределены на следующие занятия и курсы: «Музыка, пение, танец» (1 час в неделю); «Ручная умелость» (1 час в неделю); «Живой мир» (1 час в неделю). Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно – развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. На коррекционно – развивающую область отводится 6 часов в неделю с 1 по 4 класс из часов внеурочной деятельности. В 2023 – 2024 году часы коррекционно – развивающей области представлены следующими обязательными коррекционными курсами: «Логопедические занятия» (3 часа в неделю); «Ритмика» (1 час в неделю); «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» (2 часа в неделю). Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации адаптированной основной образовательной программы 1 – 4 классов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет школа № 31 самостоятельно. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы 1 этапа образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей , особенностей и возможностей, интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска». В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2 класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического работника. Во время обучения в 1 классе, а также в течение первого полугодия 2 класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение личностных и предметных планируемых результатов. По учебным предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные и контрольные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Промежуточная аттестация проводится по четвертям и полугодиям. Формами промежуточной аттестации могут быть: диктанты, контрольные работы, изложения, тестирования, зачёты, собеседования, контрольные уроки с тестовыми заданиями, творческие работы. Учитывая состояние здоровья учащихся, мероприятия промежуточной аттестации проводятся в щадящем режиме, в особых случаях обучающиеся могут быть освобождены от данного вида аттестации. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 2 – 4 классы Контрольное списывание, контрольный диктант, контрольная работа, (возможно в 4 классе – изложение), зачет, тестирование. Чтение 2 – 4 классы Контрольный урок (с тестовыми заданиями), зачет, тестирование. Речевая практика 2 – 4 классы Контрольный урок (с тестовыми заданиями), зачет, тестирование, собеседование. Математика 2 – 4 классы Контрольная работа, зачет, тестирование. Мир природы и человека 2 – 4 классы Контрольный урок (с тестовыми заданиями), зачет, собеседование. 2 - 4 классы Контрольный урок (с тестовыми заданиями), зачет, собеседование. Рисование (изобразительное искусство) 2–4- классы Творческая работа Адаптивная физическая культура 2–4 классы Контрольный урок, зачет. Ручной труд 2 – 4 классы Творческая работа. Музыка Учебный план АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска (для 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС и ФАООП) на 2023 – 2024 учебный год Предметные Классы Количество часов в неделю Всего часов области 1 – 4 классы Учебные 1 2а 3а 4а предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1. Русский язык 3 3 3 3 12/405 практика 1.2. Чтение 3 4 4 4 15/507 1.3. Речевая 2 2 2 2 8/270 практика 2. Математика 2.1. Математика 3 4 4 4 15/507 3. Естествознание 3.1. Мир природы 2 1 1 1 5/168 и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 2 1 1 1 5/168 4.2. Рисование 1 1 1 1 4/135 (изобразительное искусство) 5. Физическая 5.1. Адаптивная 3 3 3 3 12/405 культура физическая культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд 2 1 1 1 5/168 Итого 21 20 20 20 81/2733 Часть, формируемая участниками 3 3 3 9/306 образовательных отношений: - Музыка, пение, танец 1 1 1 3/102 - ручная умелость 1 1 1 3/102 - живой мир 1 1 1 3/102 Максимально допустимая годовая 21 23 23 23 90/3039 нагрузка (при 5 – дневной учебной неделе) Коррекционно- развивающая область : 6 6 6 6 24/810 Логопедические занятия 3 3 3 3 12/405 Ритмика 1 1 1 1 4/135 Развитие психомоторики и сенсорных 2 2 2 2 8/270 процессов Всего 27 29 29 29 114/3849 Внеурочная деятельность Разговоры о важном Береги свою жизнь Мир вокруг меня Удивительный мир книг Всего к финансированию 1 4 2а 4 3а 4 4а 4 16/540 1 1 1 1 31 1 1 1 1 33 1 1 1 1 33 1 1 1 1 33 4/135 4/135 4/135 4/135 130/4389