УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII ВИДА № 31» г. БРЯНСКА Обсуждено: на педагогическом совете протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Утверждаю: Директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска О. Л. Бурцева Приказ № 42 от 31.08.2023 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) 2 – 4 классы МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска на 2023 – 2024 учебный год. г. Брянск, 2023 г. Пояснительная записка Учебный план МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска, реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 2 - 4 классов (вариант 2) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Учебный план для 2 – 4 классов (вариант 2) разработан на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599); Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026). Учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап – 1 – 4 классы; 2 этап – 5 – 9 классы; 3 этап – 10 – 12 классы Продолжительность учебного года при обучении на 1 этапе - для 1-х классов составляет 33 учебные недели, для 2–4-х классов – 34 учебные недели. Соответственно, весь период обучения на 1 этапе составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы на 1 этапе обучения с учетом обязательных для изучения учебных предметов. В обязательную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции, познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию речи и альтернативных форм коммуникации, математических представлений, представлений об окружающем мире, о человеке и его деятельности, о социуме и поведении в нем. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Язык и речевая практика». 2. «Математика». 3. «Окружающий мир». 4. «Искусство». 5. «Физическая культура». 6. «Технология». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей обучающихся, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми множественными нарушениями развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии Часы, на часть формируемую участниками образовательных отношений, (по варианту 2) со 2 по 4 класс в 2023 – 2024 учебном году распределены на следующие занятия и курсы: «Математические представления» (1 час в неделю); «Занятия по формированию альтернативных форм коммуникации» (1 час в неделю); «Мир вокруг меня» (1 час в неделю); «Игротерапия» (1 час в неделю); «Музыкально – ритмические занятия» (1 час в неделю); «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» (1 час в неделю). Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно – развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми множественными нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. На коррекционно – развивающую область отводится 6 часов в неделю со 2 по 4 класс из часов внеурочной деятельности. В 2023 – 2024 году часы коррекционно – развивающей области представлены следующими обязательными коррекционными курсами: «Сенсорное развитие» (2 часа в неделю); «Предметно – практические действия» (1 час в неделю); «Двигательное развитие» (1 час в неделю); «Альтернативная коммуникация» (2 часа в неделю) Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации адаптированной основной образовательной программы 2 – 4 классов (вариант 2) обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми множественными нарушениями развития определяет школа № 31 самостоятельно. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы 1 этапа образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей , особенностей и возможностей, интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII ВИДА № 31» г. БРЯНСКА ИНН 3234033889 КПП 325701001 ОГРН 1023202747281 Учебный план АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида № 31» г. Брянска (для 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС и ФАООП) на 2023– 2024 учебный год Предметные области Классы Учебные предметы 1. Язык и речевая практика 2. Математика Количество часов в неделю 2б I. Обязательная часть 1.1. Речь и альтернативная 3 коммуникация 2.1. Математические 2 представления 3.1. Окружающий природный 2 мир 3.2. Человек 2 3.3.Домоводство 3.4. Окружающий социальный 1 мир 4.1. Музыка и движения 2 4.2. Изобразительная 3 деятельность 5.1. Адаптивная физкультура 2 3б Всего часов 4б 2 2 7/238 2 2 6/204 2 2 6/204 2 1 1 2 1 1 6/204 2/68 3/102 2 3 2 3 6/204 9/306 2 2 6/204 - - - - Итого 17 17 17 51/1734 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5 – дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе: Коррекционные курсы: 1. Сенсорное развитие 2. Предметно – практические действия 3. Двигательное развитие 6 6 6 18/612 23 23 23 69/2346 10 6 2 1 1 10 6 2 1 1 10 6 2 1 1 30/1020 18/612 6/204 3/102 3/102 3. Окружающий мир 4. Искусство 5. Физическая культура 6. Технология 6.1. Профильный труд 4. Альтернативная коммуникация Внеурочная деятельность по направлениям «Разговоры о важном» «Береги свою жизнь» (спортивно – оздоровительное) «Умей – ка» (формирование навыков самообслуживания) «Умелые руки» (формирование творческих навыков) 2 4 1 1 1 2 4 1 1 1 2 4 1 1 1 6/204 12/408 3/102 3/102 3/102 1 1 1 3/102